Как устроен рынок онлайн-бронирования и какой его сегмент наиболее привлекателен с точки зрения инвестиционного потенциала?
В туристическом сегменте интернета начался настоящий переворот, вызванный серией банкротств туроператоров. Он приближает неизбежный переход к покупке большинства услуг через интернет, что безусловно сделает этот сегмент более привлекательным с точки зрения инвестиций.
По статистике, на конец 2013 года около 85% наших соотечественников предпочитали заказывать пакетные туры в офисах турагентств. Но число игроков на этом рынке продолжит сокращаться, и путешественники будут вынуждены изменить покупательские шаблоны.
Туристы будут больше пользоваться онлайн-сервисами и перестанут остерегаться онлайн-покупок.
Рынок онлайн-бронирования путешествий включает в себя разные направления. Основные его участники — авиакомпании и отели. И если авиабилеты давно и успешно продаются через интернет, то автоматизированные продажи номерного фонда отелей пока только догоняют.
Какие игроки работают на этом рынке? Сами авиакомпании в большинстве своем неповоротливы, а их интерфейсы коммуникации с потребителями оставляют желать лучшего. В сегменте B2B работают глобальные системы бронирования, агрегирующие базы данных о рейсах почти всех авиакомпаний мира, но они не продают билеты, а зарабатывают, помогая авиакомпаниям с решениями для поиска стыковок рейсов, тарификации и выписки билетов. Проникновение интернета может привести к тому, что их услуги будут невостребованными.
Большую популярность получают онлайн-агентства (в их числе OneTwoTrip.ru, Ozon.travel.ru), которые занимаются дистрибуцией авиабилетов. Они выступают агентами множества авиакомпаний, используют данные глобальных систем бронирования, сложные поисковые алгоритмы. И получают доход в виде комиссионных от авиакомпаний, бонусов глобальных систем, собственной наценки и других услуг — страховки, аренды автомобилей. Зачастую такие услуги являются их основным доходом. Средний авиачек онлайн-агентств за перелеты по России составляет от 9000 рублей, а за международные перелеты — от 16 000 рублей. Если говорить об услугах бронирования гостиниц, то комиссия агентов составляет от 13% до 30%, что делает этот сегмент потенциально более прибыльным по сравнению с авиабронированием, где комиссия составляет 0,1–9%.
Системы метапоиска, такие как Aviasales и Skyscanner, являются надстройками над всеми продавцами авиабилетов на рынке и позволяют просмотреть цены всех поставщиков на одном сайте. Их бизнес выглядит ориентированным на B2C, но на деле это не так. Онлайн-агентства и авиакомпании платят метапоисковику за привлечение клиентов на их сайты. Оплата может производиться как за переход, так и за совершенную пользователем покупку. Метапоисковик лишь перенаправляет пользователя на сайт поставщика, где производятся все дальнейшие действия по бронированию. Услуги метапоиска для конечного пользователя бесплатны, и он не делает наценки и технически не влияет на цену авиабилета. Получается, что метапоиск — наиболее интересный сегмент с точки зрения инвестиционного потенциала: минимальное количество рисков, негативный оборотный капитал, высокая маржинальность продаж при устойчивом спросе на услуги со стороны агентств и авиакомпаний.
Если говорить о рисках таких вложений, то я считаю, что отрасль онлайн-бронирования пережила проблемы, связанные с банкротством Eviterra в этом году.
Банкротства туроператоров уже принесли «онлайну» около 5% новых клиентов из числа тех, кто не захотел больше бронировать «по старинке».
Формировать туры могут и онлайн-агентства. Их преимущество: билеты, гостиницы, трансферы выписываются сразу, а не за несколько часов до вылета, как порой случается у туроператоров. Что закрывает большое количество рисков для пассажира. Поэтому я считаю, что спасти туристический рынок смогут как раз онлайн-сервисы, что станет особенно актуальным в связи с исчезновением из продажи дешевых пакетных туров.
Путешествуйте вместе с www.turistputeshestvennik.ru